Актриса Елена Лотова блистает на сцене московского театра «Человек» и на киноэкранах страны, представляя собой новый типаж актрисы. Она занималась художественной гимнастикой и ушу, фортепиано и фехтованием, изучала актёрское мастерство и рукопашный бой. Сегодня Елена, которой нравится слоган «Храбрость – это постепенный процесс», рассказала нам о мире, выборе пути и о том, что нам всем стоит перенять из профессии актёра.
Елена Лотова родилась в городе Усть-Каменогорск, что в Казахстане. В Москве, куда она прилетела покорять актёрскую профессию, поступила и закончила Высшее театральное училище им. Щепкина, где ей удалось учиться у главного режиссёра цветного телевидения СССР и настоящей легенды Дмитрия Георгиевича Кознова. Навыки опасного каскадёрского ремесла Елена осваивала параллельно учебе, создав то неоспоримое преимущество, которым редко обладают актрисы её профиля.
Впервые мы увидели эту замечательную актрису в спектакле камерного театра «Человек» под названием «Философ Омский», где она, играя единственную женскую роль, легко заставляла сопереживать растерянной героине, которая запуталась в своих чувствах к сверстнику и наставнику, который годится ей в отцы.
Потом были спектакль-антиутопия про 2025 год в России «Ноу Нейм Проджект», роли в фильмах «Чернобыль» и «Союз Спасения», сериалах и её замечательный инстаграм, где она честно и без прикрас делится счастливыми моментами своей жизни. А впереди нас ждет сериал «Горячая точка-2» на НТВ и роль Александры Фёдоровны в «Союзе Спасения. Время гнева», который выйдет весной 2022 года, продолжив развитие исторической линии нашумевшего фильма.
– Как бы вы начали рассказ о себе для человека, который видит вас в первый раз?
– Я – творческий человек, люблю искусство, самопознание, спорт, путешествия и людей.
– Вы больше любите играть в театре или сниматься в кино?
– Люблю и сниматься в кино и играть в театре. Мне нравится, что можно совмещать и чередовать. Это мощный тренинг. Я счастливый артист, мне удаётся совмещать и кино и сцену. Сейчас я служу в театре «Человек», который даёт эту возможность. Я так всегда мечтала оказаться именно в таком пространстве – в театре, который находится в диалоге с актёром и даёт ему возможность расти и развиваться, что не перестаю радоваться тому, что моя мечта осуществилась.
– В чем уникальность того театра, где вы служите?
– Наш театр находится в переулках Арбата и уникален тем, что он уютный, самобытный и камерный, в нем всего 52 места. На его площадке ставится очень интересный материал: всегда современный и актуальный, даже, если это классика, как спектакль «Кроткие» по Достоевскому или забытый гениальный «Гамлет» Сумарокова.
Тем интереснее! Я бы сказала, что сыграть в таком материале — это настоящий вызов. Если Чехова и Шекспира нас учили играть в институте (Елена окончила институт имени Щепкина), то как существовать в спектаклях по современным пьесам, как те, в которых задействована я? Это большая и интересная работа!
– Изменился ли за последнее десятилетие театральный зритель?
– Мне сложно оценивать последнее десятилетие в театре, ведь я сама здесь только второй год. Но, как зритель, посещающий театр, могу сказать, что изменения, безусловно, есть. Сейчас идет тенденция к развлечению и необременительной легкости.
– Спектакль «Ноу Нейм Проджект» режиссера Владимира Скворцова в театре «Человек» поднимает серьёзную тему карго-культа, в который превращается «Бессмертный полк». Как вы относитесь к антиутопиям подобного рода и пугает ли вас такое развитие сценария?
– Нет, не пугает. Сейчас время окон Овертона и ящиков Пандоры. Это нужно пережить.
– В том же спектакле по задумке режиссёра все зарубежные социальные сети запрещены. Что для вас значат социальные сети и зависимы ли вы от них?
Социальная сеть для меня – это площадка для высказываний и самовыражения. Таковы сейчас правила игры и я их принимаю. Как актриса я вынуждена себя продавать, таковы издержки профессии, и соцсеть – это своеобразный рынок талантов. Неоднократно замечала, что на отдыхе телефоном не пользуюсь, но по возвращении в привычную жизнь, в Москву, сложнее встроиться в привычный ритм. Для меня это показатель отсутствия зависимости.
– В спектакле «Философ Омский» режиссера Ольги Соколовской вы проявляете потрясающий комедийный талант. При этом публика больше знает вас, как драматическую актрису. Какой жанр вы сами больше любите и планируете ли сняться в комедии?
– В комедийный жанр я только начинаю погружаться. Для меня он немного сложнее, но не менее интересен.
– Можете назвать 5 любимых фильмов всех времён, которые являются для вас идеальными с точки зрения профессионализма его создателей – от режиссёра до актёров?
– «Крамер против Крамера» 1979 года авторства режиссёра Роберта Бентона, вечная классика 1959 года «В джазе только девушки» Билли Уайлдера, драма режиссёра Корнеля Мундруцо «Фрагменты женщины» и постапокалиптическая драма режиссёра Джона Хиллкоута «Дорога».
– Сейчас на ТВ идёт сериал с вашим участием "Горячая точка 2", в первой части которого вы также блистали. Расскажите о продолжении этого проекта и чего ждать от него зрителям?
– Совершенно точно скажу, что моя героиня развивается и переходит в новое качество. Она принимает непростые для себя и своего будущего решения. Из первого сезона мы уже поняли, что любовь к главному герою опасна для неё в первую очередь тем, что связь с ним – это прямая угроза её жизни. И здесь приходится, несмотря на свои чувства, руководствоваться разумом.
Я очень люблю этот проект, отчасти ещё и потому что за два сезона мы превратились в семью, а режиссер Денис Карро собрал отличную команду. Второй сезон будет очень неожиданным для зрителя, полагаю, стоит дождаться отзывов и уже потом думать о продолжении.
– Что для вас значат теннис и верховая езда – просто спорт для поддержания физической формы или нечто большее?
– Верховая езда присутствует в моей жизни исключительно в рамках кино: в седле первый раз оказалась на съемках фильма. Мне провели инструктаж и я потом ещё несколько раз ходила сама. Так что сейчас могу вполне уверенно держаться в седле, хотя особыми навыками не обладаю. Не понимаю, как можно оседлать любимое животное, не понимаю эту психологию.
Большой теннис – это часть моей жизни, который со мной ещё со школьных лет. Там я выпускаю пар. Лучший антистресс. У нас с мужем был период, когда мы очень активно и сами играли, и смотрели соревнования.
– Елена, вы можете назвать ТОП3 вещей, которые вы бы изменили в российском кинематографе/съёмках сериалов?
– Наверное, это отсутствие актёрского профсоюза как в Голливуде, который бы защищал артистов, контролируя выполнение законов и договоров и в тоже время обязывал быть профессионалом.
– Какие актёрские техники и приёмы стоило бы нам всем освоить и в реальной жизни?
– Наверное возможность быстро учиться и переучиваться. Вся актерская профессия по сути из этого состоит. Ты начинаешь работу над новым проектом, где режиссер задаёт ритм и условия. У него свой взгляд на историю, и моя задача – его услышать и реализовать. Поэтому приходится быть гибкой, схватывать. То, что ты усваиваешь на предыдущем проекте или спектакле, иногда пригождается, иногда приходится забыть.
– Вы блестяще выглядите, поделитесь главными секретами ухода за собой, которые используете!
– Благодарю за комплимент! Секрет в дисциплине. Нельзя пропускать спорт, уход за собой и правильное питание. Это три столпа.
– Некоторые творческие люди во время пандемии открыли в себе новые таланты. Можете ли вы поделиться, если с вами тоже такое случилось?
– Явных талантов не проявилось. Но этот кризис помог мне оставить какие-то свои страхи в прошлом. Я стала «легче», научилась доверяться происходящему, не строить далеко идущих планов и получать удовольствие здесь и сейчас. Сложные времена в мире происходят периодически: в 2009 году, когда я окончила вуз, был мировой кризис: кино снимали мало, молодых артистов не брали в театры, и я вспомнила слова своего педагога Людмилы Николаевны Новиковой: «каждый год выпускается очень много актёров, вы должны быть конкурентноспособными, уметь что-то такое, чего не умеют другие».
И, когда появилась возможность поучиться у каскадеров, я решилась, понимая, что мало кто из актрис этим владеет профессионально. Занималась в команде Саши Самохвалова, изучала и борьбу и владение огнестрельным оружием. В качестве каскадера снялась в одном полном метре, но потом началась уже актёрская работа, где я, впрочем, тоже могу использовать полученные навыки. Ещё был момент, когда я начала делать броши своими руками, которые вполне успешно продавала и однажды их заказали в качестве рождественских подарков во Францию.
– Что вы можете пожелать подросткам, которые сейчас мечтают стать актёрами и покорить Голливуд?
– У вас всегда должен быть план В. Дело в том, что актерская профессия, пожалуй, одна из самых сложных в мире. Ты имеешь только то, что есть сейчас. Завтра всё, чем ты обладал (деньги, роли, друзья, семья), может рухнуть и исчезнуть. Каждый день ты строишь новую версию себя. Каждый день ты учишься, открываешь и в то же время теряешь, потому что выбор между профессией и личной жизнью, например, стоит острый.
И к этому нужно быть готовым. Выбор профессии актёра – это и награда и наказание. И вот именно поэтому нужен план В, который пригодится на тот случай, если ты всё-таки не готов. Однако, если внутри есть эта жажда сцены, то смело дерзайте! Попробовать точно стоит и удачи!