C 8 по 23 июня 2022 года пройдут торги Christie’s «Юбер де Живанши — коллекционер», в ходе которых будет выставлено 1 229 лотов. «Моя жизнь была полна сюрпризов, привилегий и встреч. Мой карьерный путь привел меня к знакомству с бомондом», — рассказывал Юбер де Живанши.
Юбер де Живанши был настоящим эстетом, чей безупречный вкус был глубоко укоренен в культуре его родной страны, а жизнь и творчество являлись олицетворением неустанных поисков идеала классической красоты. Необычайное разнообразие и богатство работ, представленных в выставленной на продажу коллекции, служит превосходным отражением глубины и разностороннего характера интересов всемирно известного кутюрье, а также его безупречного вкуса. Все эти обстоятельства являются залогом того, что предстоящие торги станут знаковым событием и данью уважения великому коллекционеру. Суммарная оценочная стоимость собрания составляет порядка €50 миллионов.
Для Юбера де Живанши предметы обладали собственной жизнью, он ценил исходящее от них очарование и связанные с ними воспоминания. Для него была важна не только красота объекта, но и его происхождение. Множество лотов предстоящих торгов обладают выдающимся провенансом. Коллекционировать Юбер де Живанши начал в 1950-егоды. Из коллекции Коко Шанель, которая часто приглашала Живанши на ужины, происходит превосходная консоль эпохи Регентства (оценка: €60 000 — 100 000), а из собрания Хосе Марии и Миси Серт — редкая итальянская консоль в неоклассическом стиле, которая предположительно является работой туринского мастера, служившего при Савойском дворе (оценка: €12 000 — 18 000).
Из знаменитого собрания в Пале-Мюрат, которое в XIX веке неоднократно посещали члены королевских семей, происходит выполненная из порфира ваза-ароматница, предположительно купленная королем Неаполя в 1870 году (оценка: €60 000 — 100 000). Императорским провенансом отличается и пара внушительных жирандолей, предположительно созданных Пьер-Филиппом Томиром для российского императора Павла I (оценка: €700 000 — 1 000 000). Став собственностью Юбера де Живанши, они украсили собой выход в сад из парижского особняка д’Орруэ. Рядом с ними находился и комплект из трех черных ваз Vulliamy & Son с отдельными элементами из позолотной бронзы, созданных в 1807 году для графа Харвуда (оценка: €100 000 — 150 000).
Касалось ли это моды или украшения собственного жилища Юбер де Живанши подходил к своим проектам как архитектор, следуя примеру своего ментора, Кристобаля Баленсиаги. Для Живанши архитектура воплощала собой идеал баланса, гармонии и величия, поэтому ее отпечаток лежит на многих предметах коллекции, как, например, в случае с великолепной бронзовой курильницей в стиле барокко из Аугсбурга (оценка: €30 000 — 50 000) и с парой подсвечников позднего Людовика XV, приписываемых Пьеру Гутьеру (оценка: €60 000 — 100 000).
Не менее важную роль архитектура играет и в живописных работах, представленных в коллекции, например, в картинах Юбера Робера «Бассейн в термах» (оценка: €12 000 — 15 000) и «Пейзаж с обелиском и колоннадой» (оценка: €250 000 — 350 000). В спальне Юбера де Живанши в особняке д’Орруэ неоклассические линии монументального стола работы Рентгена рифмуются с очертаниями механической шкатулки того же мастера (оценка: €8 000 — 12 000) и комода в стиле Людовика XVI работы Пьера Гарнье (оценка: €200 000 — 400 000).
Для Юбера де Живанши «каждый предмет был результатом встречи, любви с первого взгляда». Особое место в коллекции занимают стулья и кресла, которых насчитывается порядка 400 экземпляров. Живанши мог с легкостью признаться, что «влюблен до безумия» в открытое кресло в стиле Людовика XVI или в пару кресел-бержер той же эпохи работы Жоржа Жакоба (оценка: €15 000 — 25 000). Но при этом он ценил и черты пары кресел в стиле Регентства, которые раньше были частью собрания леди Бэйли в замке Лидс (оценка: €100 000 — 200 000).
Часто Юбер де Живанши менял обивку кресел на более современную. Так, например, произошло с креслом-бержер в стиле Людовика XVI работы Николя-Кинибера Фолио, которое было обито тканью с узором по эскизам Жоржа Брака (оценка: €6 000 — 10 000). В коллекции также представлены и более современные кресла, например, кресло-бержер ХХ века, выполненное мастерами Maison Decour, которое украшало собой гостиную поместья Ле-Жонше (оценка: €800 — 1 200).
Юбер де Живанши также любил окружать себя изображениями животных, которые придавали интерьерам величия и делали их более живыми. Например, картина Жан-Марка Винклера «Газель» украшала собой столовую особняка д’Орруэ (оценка: €1 000 — 1 500). В честь своего покровителя, святого Губерта, Живанши разместил на фасаде поместья Ле-Жонше головы оленей. В 2011 году он передал сделанные с них оттиски в собрание замка Версаль. После смерти кутюрье крупная скульптура с изображением оленя работы Франсуа Помпона была передана в коллекцию замка Шамбор.
Парк поместья Ле-Жонше украшала пара бронзовых скульптур оленей Жанин Жане, которые были подарены Кристобалем Баленсиагой (оценка: €80 000 — 120 000 каждый). Чуть ближе к дому находилась «Садовая птица» Франсуа-Ксавье Лаланна (оценка: €400 000 — 600 000), а созданная в 1973 году фигура черепахи того же автора находилась в спальне Живанши (оценка: €20 000 — 30 000). Кроме того, в парке были установлены пять скульптур Диего Джакометти (оценка: €20 000 — 30 000 каждая), в которых были увековечены собаки модельера. Пара фигур оленей из позолотной меди (оценка: €20 000 — 30 000) выставляются на торги из особняка д’Орруэ, где они стояли на каминной полке в главной гостиной.
Юбер де Живанши одинаково ценил созданное в 1695 году монументальное полотно Доменико Пиолы «Александр и семейство Дария» (оценка: €80 000 — 120 000), небольшую картину Макса Эрнста «Без названия (Солнце)» 1961 года (оценка: €50 000 — 70 000), и минималистский шедевр Роберта Кортрайта «Без названия» 1972 года (оценка: €10 000 — 15 000). В собрании преобладают изображения человека, будь то бюсты античных императоров (оценка: €250 000 — 350 000) или «Большая голова (Катя)» Анри Матисса (оценка: €7 000 — 10 000). Не менее значимое место в собрании занимает и «Поясной портрет знатного индуса» (оценка: €60 000 — 80 000).
Среди предметов мебели в коллекции Юбера де Живанши особое место занимают шкафы, в частности — одна выдающаяся пара: первый шкаф датирован эпохой Людовика XIV и украшен в технике Буля мозаикой черного дерева; второй (парный) был сделан Мишелем Жаме по заказу Юбера де Живанши (оценка: €50 000 — 100 000 за пару).
Отдельного упоминания заслуживает превосходный комод, который приписывается Жозефу Пуату (оценка: €250 000 — 400 000) и несколько работ Диего Джакометти, который были близким другом Живанши, включая консоль «Птица и чаша» 1976 года (оценка: €400 000 — 600 000). Из поместья Ле-Жонше на торги выставляется обеденный стол из травертина и гранита (оценка: €8 000 — 12 000).
Настоящим лейтмотивов всех интерьеров, созданных Юбером де Живанши, был зеленый цвет, который навевает собой чувство безмятежности и спокойствия, которое испытывали все посетители поместья Ле-Жонше и особняка д’Орруэ. В честь этого цвета была названа гостиная на втором этаже последнего. Своего рода воплощением этого лейтмотива может служить декоративная губка, покрашенная в зеленый цвет Шарлем Севиньи (оценка: €2 000 — 3 000). Именно он занимался оформлением первых апартаментов Юбера де Живанши, а также императрицы Ирана и Банни Меллон.