Автор : Олег Шаран
28 апр 2021 г.
 

Blue Origin протестует против решения NASA передать SpaceX контракт на 2,9 миллиарда долларов на создание корабля, который доставит на Луну астронавтов новой космической эры. Этот шаг подбрасывает топливо в многолетнюю битву между космическими компаниями, принадлежащими двум самым богатым людям мира: Джеффу Безосу, основавшему Blue Origin, и Илону Маску, генеральному директору SpaceX.

В центре спора находится программа NASA Human Landing System, которая изначально была направлена ​​на то, чтобы по меньшей мере две частные  космические компании могли соревноваться за право создания космического корабля, который будет заниматься доставкой астронавтов на поверхность Луны для миссий космического агентства Artemis. Но ранее в этом месяце представители NASA сделали неожиданное объявление о том, что отныне будут двигаться вперёд с SpaceX в качестве единственного подрядчика проекта, сославшись на необходимую экономию расходов в качестве основной причины своего решения.

Больше новостей в нашем telegram-канале Icon Life, подпишитесь, чтобы узнавать первым

Генеральный директор Blue Origin Боб Смит заявил The Times в интервью на этой неделе, что решение NASA было ошибочным, потому что оно неверно оценило преимущества предложения Blue Origin и преуменьшило технические проблемы в SpaceX. Илон Маск в своём духе саркастично написал в твите от лица конкурентов «Не могу подняться на орбиту, лол», намекнув на то, что ракетная программа Безоса далека от завершения, а во втором твите пошутил над предложенным Blue Origin дизайном лунного посадочного модуля «Голубая луна», сообщив, что это больше похоже на «Синие шары».

blueorigin bluemoon

Наряду с Blue Origin, третья компания, которая конкурировала за контракты, Dynetics из Алабамы также опротестовала решение NASA. И Blue Origin, и Dynetics утверждали в своих жалобах, поданных в Счетную палату на этой неделе, что NASA неправильно оценило экономическую обоснованность их заявок, чтобы заставить космическое агентство пересмотреть их. Теперь у правительства есть 100 дней до 4 августа 2021 года на то, чтобы решить, обоснованы ли протесты или детище Маска остаётся лидером гонки. 

Противодействие больших бизнесов решениям о заключении контрактов, как они считают, с «неправильными» компаниями, является обычным явлением, особенно в аэрокосмической отрасли, где NASA и военные США являются основными заказчиками ракетостроителей, и получение или потеря контракта может иметь огромное влияние на чистую прибыль компании.

Но Илон Маск и Джеф Безос особо громко заявляли о своем соперничестве и традиционно привлекали внимание к себе и своим бизнес-юнитам. «По собственным словам NASA, оно сделало выбор с ''высоким риском''», - говорится в заявлении Blue Origin. «Их решение устраняет возможности для конкуренции, значительно сужает базу поставок и не только задерживает, но и ставит под угрозу возвращение Америки на Луну. Из-за этого мы и подали протест».

Blue Origin предложила работать в качестве «национальной группы» для программы HLS вместе с частыми государственными подрядчиками, такими как Northrop Grumman и Lockheed Martin, для разработки лунного посадочного модуля специально для обслуживания космической станции, называемой Gateway, которую NASA планирует вывести на орбиту вокруг Земли. Dynetics выступила с аналогичным предложением.

SpaceX, однако, предложила использовать свой Starship, гигантский космический корабль и ракетную систему, которая в настоящее время находится на ранних стадиях разработки в Южном Техасе. Основная цель SpaceX для Starship – доставить людей на Марс, но компания предложила использовать модифицированную версию для обслуживания лунной программы NASA Artemis.

Хотя аппарат теоретически сможет доставлять астронавтов с Земли прямо на поверхность Луны, NASA планирует использовать его в тандеме с собственной ракетой и космическим кораблем: SLS, или Space Launch System, и Orion. Представители NASA заявили во время пресс-конференции в начале этого месяца, что в соответствии с текущим планом SLS доставит астронавтов на орбиту Луны, а затем экипаж перейдет на космическую станцию ​​Gateway, а оттуда звездолет SpaceX доставит астронавтов уже на поверхность Луны.

 
 

Топ статей