Автор : Татьяна Якимова
21 окт 2021 г.
 

Шестнадцатилетний Всеволод Завидов – новое имя в мировой фортепианной музыке. Рассказываем, почему.   Когда гуглишь «Всеволод Завидов», то находишь немало фактов: учится в Гнесинской школе, в 10 лет выиграл Первый приз на Debut International Piano Competition в США и дал сольный концерт в Карнеги-холле. Дальше ещё несколько побед, выступления в разных городах мира...

Этим летом Всеволод получил Первый приз на конкурсе Gina Bachauer в Солт Лейк Сити – фактически мировом чемпионате по фортепиано. У нас это событие не очень заметили, а американская пресса пусть пару дней, но захлебывалась: русский виртуоз, восторг, талантище! Эх, Москва, Москва. А вот мы точно напишем. Мы же про Icons.

Наверняка, в детстве Сева умилял. Кудрявый ясноглазый ангелочек, радостный и дружелюбный. Сейчас ему уже шестнадцать. У каждого человека есть своя сила. У Севы она особенная – это дар, и это та энергия, о которой мы с ним много говорили. Читайте интервью и решайте сами. Вопросы я убрала. Они были неплохи, но ответы – лучше.  

Я НЕ ПОМНЮ момент первой любви к музыке. Просто я с малых лет всё делал под музыку – куда бы ни ездил, чем бы не занимался. У меня в голове все сочинялось-пелось, я напевал и насвистывал.  

Я ИЗ НЕМУЗЫКАЛЬНОЙ СЕМЬИ, и когда-то мог провести каникулы без рояля. Но сейчас это невозможно, да и неохота. Вот недавно месяц играл в Австрии, потом было три дня, когда мы отдыхали в Альпах, и этого оказалось достаточно. А вообще мне хватает дня, чтобы соскучиться по роялю. Или даже полдня.  

МОИ РОДИТЕЛИ – САМЫЕ ЛУЧШИЕ.

Меня никогда ни к чему не принуждали. Но направляли всегда.  

Dec 2014Great Hall of Mosocw Conserv

Я УЧУСЬ ТОЛЬКО ТОМУ, ЧТО МЕНЯ ПО-НАСТОЯЩЕМУ ЗАХВАТЫВАЕТ.

Можно ли это назвать традиционным образованием, не уверен. При этом круг моих академических интересов простирается от музыки до литературы, истории, филологии и философии. Весь набор школьных предметов хочешь-не-хочешь сдавать приходится, но это вынужденный компромисс. Вообще все, и учиться в том числе, люблю по-своему. Главное и самое истинное «учение» происходит, когда смотришь, размышляешь, читаешь...  

ДУМАЮ, ПОСТУПИТЬ МОЖНО ВООБЩЕ В ЛЮБУЮ КОНСЕРВАТОРИЮ.

Гораздо труднее найти «своего» педагога (подозреваю, что в равной степени и педагогу «своего» ученика). Органичный альянс педагога и ученика – редко встречающееся явление. У нас с профессором Татьяной Абрамовной Зеликман все получилось. Она очень Большой во всех смыслах человек. Я ей бесконечно благодарен.  

МУЗЫКА ДЛЯ МЕНЯ больше, чем музыка в обычном понимании.  Это невидимое глазу движение чего-то сильного, неподкупного. Энергия, которой не нашли название. Сумма всех энергий. Это может исходить от книги или маленького стиха, от сказанных кем-то слов или собственных мыслей... Что-то очень настоящее! Его не ждешь, не провоцируешь - просто вдруг начинаешь чувствовать.  

Принц рояля 2015

ИГРАЯ РАЗНОЕ, мне часто видятся сцены, как в фильмах. Это нормально – я с детства знаю, что все надо играть о чем-то. Например, в третьей сонате Прокофьева огромный летящий «красный» бронепоезд сменяется сценой из «Детей Арбата». А в этюдах-картинах Рахманинова мне отчетливо слышится предвидение грядущей революции – воздуха дикой перемены.  

БЫВАЮТ В МУЗЫКЕ ФАЛЬШИВЫЕ НОТЫ. 

На самом деле в этом что-то есть! Когда композитор пишет свою музыку, то не думает (или уж точно не в первую очередь), что её обязательно играть технически безупречно. Вот современную запись можно довести до полного технического «совершенства», получить выхолощенный результат, а есть ли в этом ценность, и стоит ли играть так?

А в некоторых, особенно старых, записях чувствуется живость, хотя порой они и небезупречны. В искусстве суть не может быть фальшивой! И ошибка при исполнении произведения не имеет значения по сравнению с теми мыслями, волей и настроением, которые несет музыкант...

Так чудесно быть на сцене. Но, будучи музыкантом, лучшие моменты переживаешь в одиночестве. При этом в голове много чего происходит, не всегда связанного с музыкой... Вообще живу двумя мирами – один живой и настоящий, другой мой внутренний, неосязаемый. Правда, не хватает знания и умения это «неосязаемое» положить на бумагу... но я всегда могу написать про это музыку!  

2016 MoscowConcervatory RachmaninoffHALL

ФАЛЬШИВЫЕ ЛИЧНОСТИ – ЭТО ИНОЕ.

Людям кажется, что сценическая публичная деятельность требует фасада, который не всегда правдив. Зачастую напоказ выставляется то, чего нет. А потом вдруг увидишь изнанку - и …. «Фальшивая нота» в человеке может всё испортить.  

ДА, НАВЕРНОЕ, МУЗЫКА БЫЛА ДРУГАЯ и до революции, и после второй мировой. Музыка была другая, воздух был другой... И инструменты.  Теперь рояли созданы не под салоны, от этого музыка сильно изменилась. Современный рояль даёт возможность сыграть всё, от Баха до Шостаковича.  

СЕГОДНЯ ПИАНИСТУ НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ ОГРОМНЫЙ РЕПЕРТУАР.

Эра людей, которые живут, как им хочется, - она прошла. Кажется, что музыкальным миром правит индустрия. В этом, конечно,есть своя логика, но не будем забывать про прелесть «фальшивых» нот.  

Я ПЛОХО ЗНАКОМ С НЕКЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКОЙ, но иногда в ней попадается что-то искреннее, запоминающееся - и отражает то, как думаю я..  

МОЯ МОСКВА – она маленькая: три переулка, в которых я вырос. В этом городе очень своя, мощная энергия.. Здесь было столько крови и предательства, и столько счастья! Следы этой истории повсюду. Последние полтора года я живу за городом, еще много бываю за границей, а потом приезжаю и вижу, что Москва совсем другая, и я от нее отвык.. И я постепенно перестаю чувствовать себя частью этой «московской игры». Но Россией пронизана вся моя музыкальная суть, поэтому что-то родное в Москве всегда было и будет.  

Пианист Всеволод Завидов

Я - ЧЕЛОВЕК МИРА.

Музыкально-творческая жизнь точно моя! Уезжать и возвращаться – это такая замечательная цикличность, и мне нравится, что она у меня есть.  

ВСЁ ДРЕВНЕЕ НЕСЁТ В СЕБЕ МНОГО ИНТЕРЕСНЕЙШИХ ИСТОРИЙ.

Но самое древнее – это природа! Могу бесконечно разглядывать оливковые деревья, которым сотни лет. Мечтаю отыскать картину с оливковыми деревьями – это непередаваемое сочетание красной земли и старых причудливых высушенных, но живых, ветвей. Хорошо, что эти рощи не уступили места городам.  

И тут я вспомнила слова Веры Ивановны Прохоровой о Святославе Рихтере: «Он как будто был в дружбе со всеми элементами природы». И да – это про Севу Завидова тоже. Этот парень вдохновляет, и не только музыкальным талантом. В нём полно всего, к чему хочется стремиться: сила духа, красота души, дружелюбие, раскованность, любознательность, поразительный кругозор, философский склад ума. И при этом Сева – простой жизнерадостный мальчик. Ну да, гений и мудрец. И принц. А так - нормальный. Послушайте его – не пожалеете.

Фотографии: Влада Красильникова, личный архив семьи Завидовых

Топ статей

Читать больше