Автор : Алексей Романов
04 апр 2024 г.
 

Выставка «Возрожденная традиция. Косторезное искусство Таймыра», которая пройдёт с 5 апреля по 5 мая, – это редкая возможность познакомиться с работами лучших мастеров современной резьбы по кости, сочетающих древние традиции культуры крайнего Севера и традиции нового искусства, включая авангард.

На протяжении тысячелетий формировалась уникальная культура пяти коренных арктических этносов: долган, ненцев, нганасан, эвенков и энцев, неотъемлемой частью которой и стала резьба по кости. Косторезанье всегда использовали для изготовления различных орудий охоты и рыболовства, предметов домашнего обихода, элементов оленьей упряжи и ритуальной атрибутики. В руках старых мастеров эти вещи становились настоящими произведениями искусства.

Во второй половине ХХ века традиция создания изделий из кости на Таймыре оказалась прерванной из-за упадка местного оленеводства и изменений в быте коренных этносов. Возрождение началось только в 90-е годы с помощью уже профессиональных художников. «В экспозиции представлены работы мастеров, которые не просто повторяют старые формы – они творят новые образы на грани сна и реальности, показывая невероятную жизнеспособность древнего косторезного искусства и безграничный пластичный потенциал материала. А материал – это кость двух великих животных: оленя, сопровождающего жизнь северных народов от рождения до смерти, и легендарного мамонта», – сказала Елена Титова, директор Всероссийского музея декоративного искусства.

Выставка Возрождённая традиция. Косторезное искусство Таймыра 1

На выставке можно увидеть работы лучших мастеров из собрания Таймырского Дома народного творчества и других учреждений г. Дудинки – Таймырского краеведческого музея, Городского центра народного творчества, Арктического центра культуры. В их числе известные художники Н.М. Киргизов, Д.В. Чуприн, Н.А. Чунанчар, Н.О. Киргизов, В.В. Ямкин, А.А. Поротов, Ф.Н. Фальков.

Они возрождает древнюю традицию полуострова, не утрачивая при этом авторский почерк. Мастера успешно работают в жанре скульптуры малых форм с применением различных техник резьбы по кости, осознанно сделанных авангардных решений, а все вместе – это магическое путешествие в древние сновидения Таймыра – мир его богов и героев, в ритуалы его религии и обихода, без которых нельзя понять этой древней земли, ее духовного содержания.

Выставка Возрождённая традиция. Косторезное искусство Таймыра 3

6 апреля во Всероссийском музее декоративного искусства (ул. Делегатская, 3) пройдет день Таймыра. Гости события смогут услышать, как звучат музыкальные инструменты коренных народов Таймыра, поиграть в таймырские настольные игры, вместе с кураторами обсудить образы фольклора в декоративно-прикладном искусстве долган, шаманизм и духовную культуру коренных народов полуострова, а на мастер-классах попытаться создать скульптуры малых форм из бивня мамонта и из рога оленя, шаманского бубна.

Выставка Возрождённая традиция. Косторезное искусство Таймыра 2

Что мы знаем о народностях Таймыра? Долганы – самый северный тюркоязычный народ в мире, наиболее многочисленный из коренных народов Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края. Это молодой по времени образования народ, который сформировался в конце XVIII – первой половине XIX веков. Численность долган на Таймыре – 5 500 человек. В культуре долган органично вплелись образцы материальной и духовной культуры эвенков, якутов и русских затундренских крестьян.

Традиционные занятия: оленеводство, охота на дикого северного оленя и рыболовство. По вероисповеданию – православные христиане, но при этом сохранили давние традиции языческой веры. Официально письменность долган создана в 1979 году. У долган распространена резьба по рогу оленя и мамонтовой кости. Мастера изготавливают украшения пластин оленьей упряжи, рукоятки ножей, сувенирную продукцию.

Долганы

Нганасаны – наиболее древний из малочисленных народов Таймыра. Нганасанский язык относится к самодийской группе уральско-юкагирской семьи языков. Самоназвание народа «ня» в переводе на русский – «человек», «мужчина». Нганасаны проживают только на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края. Численность нганасан – более 600 человек. Издревле нганасаны – приверженцы шаманизма. Почти у каждой кочевой группы был свой шаман.

В качестве помощников у шаманов выступали разные животные, образы которых были представлены на шаманском костюме. Основные цвета традиционной нганасанской одежды – белый, красный и черный. Национальный костюм несет в себе информацию о социальном статусе человека. Изменения в судьбе человека отражались в его одежде: дополнялись узоры и определённые детали. В середине XIX века у нганасан было развито оленеводство. К началу 80-х годов XX века из-за утраты домашнего оленеводства нганасаны полностью перешли на оседлый образ жизни. В 1979 году появилась первая подробная грамматика нганасанского языка.

Нганасаны

Ненцы расселены на территориях Архангельской и Мурманской областей, Ненецкого, Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского автономных округов и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края. Численность ненцев на Таймыре – более 3 500 человек. Язык ненцев относится к самодийской группе уральско-юкогирской семьи. Домашний олень для этого народа с давних времен служит основой жизни, символизирует богатство и благополучие человека.

Ненцы считают оленя своим прародителем. Ненецкая письменность была создана в 1930 году, ее основоположником является ученый-этнограф, ненецкий писатель Антон Петрович Пырерка. Традиционная одежда ненцев красочна и практична. Мастерицы богато орнаментируют как меховую, зимнюю одежду, так и летнюю, из сукна, также и обувь. Мастера изготавливают изделия из замши, оленьего рога и бивня мамонта.

Ненцы 2

Эвенки – одна из многочисленных и наиболее широко расселенных народностей Сибири и Дальнего Востока. До революции их называли «тунгусами», в переводе с древнего монгольского «иной народ», а в древности их называли «идущие поперёк хребтов». Эвенки – обитатели горной тайги, раскинувшейся среди многочисленных хребтов. Сейчас эвенки живут практически во всей таежной зоне от Урала до Тихого океана. По проторенной предками тропе через плато Путораны эвенки пришли на Таймыр.

Места проживания эвенков – поселки Хантайское Озеро и Потапово. Численность на Таймыре – менее 200 человек. Язык эвенков относится к северной группе тунгусо-маньчжурских языков. Из одежды эвенков интересны распашной кафтан с длинными фалдами (тунгусский фрак) и нагрудник, которые составляют одну из особенностей тунгусской культуры на протяжении веков.

Эвенки

Энцы – один из древних народов, живущих только в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края. Название «энцы» слова «энчи», в переводе на русский язык «человек». Численность энцев – 185 человек. Энцы потомственные рыбаки, охотники на пушного зверя и дикого оленя, а также оленеводы. Домашние олени издавна находились в собственности отдельных семей. Домашний олень для энца – основа жизни. 

Энецкий язык относится к самодийской группе уральской языковой семьи. Это редкий язык, который в настоящее время находится под угрозой исчезновения. В 2019 году была создана энецкая письменность. По диалекту речи отличают две группы энцев: тундровые и лесные. Тундровые энцы называют себя «сомату». Они кочевали на севере полуострова, сейчас компактно проживают в поселке Воронцово. Лесные энцы называют себя по принадлежности к тому или иному роду (Могади, Ючи, Бай). Они кочевали по лесотундре, в районе поселка Потапово.

Энцы

Топ статей

Читать больше